Опыт Finmap: как мы проходили акселератор Кремниевой Долины 500 Startups

На фото — Иван Каунов и Александр Соловей — сооснователи стартапа Finmap

Мы с моим партнером — Иваном Кауновым, давно занимаемся бизнесом. Общаясь мы много говорили о трудностях с которыми сталкиваются предприниматели, в том числе и о своих проблемах в бизнесе. Имея большой опыт в и систематизации и автоматизации бизнес-процессов и понимая ценность и преимущества настроенного учета денег в бизнесе, мы придумали FINMAP. Наш сервис помогает наладить управленческий учет и вести бизнес не на интуиции, а принимая решения на основе цифр и аналитики. Мы увидели большой отклик на наш продукт, и конечно же мы хотели масштабировать компанию понимая перспективность и полезность нашего сервиса. Так появилась идея пройти акселерационную программу.

Акселерационная программа 500 Startups — один из наиболее уважаемых стартап-акселераторов и венчурных фондов Кремневой Долины.

Что входит в акселерационную программу?

Обычная акселерация в 500 Startups подразумевает оффлайн-программу. Оффлайновые программы гораздо более эффективны: команды взаимодействуют друг с другом и с менторами гораздо интенсивнее. Обычно такая программа длится две недели, но две недели жесткого оффлайна. Там ты с утра до ночи сидишь и работаешь над внедрением того, о чем тебе рассказывают. Потому что рассказывают они преимущественно о тех вещах, которых у тебя нет.

Как это происходило в нашем случае?

Первая часть программы была полностью онлайн, мы использовали стандартные инструменты Zoom и Slack.

Все общение с командами полностью происходило в Slack: все уведомления, все общение с менторами. Лекции проводили в Zoom. Очень интересный опыт всестороннего использования возможностей и Zoom, и Slack — даже я не знал, какие там есть функции. Вот, например, во время лекции делают воркшоп. Если бы это происходило оффлайн, в аудитории, то мы бы рассаживались за разные столы и выполняли бы какое-то задание. Тут точно также: вам дают задание и затем в произвольном порядке объединяют в мини-группки по три-четыре человека — это делает сам Zoom — и вы выполняете задание.

В неделю было примерно четыре-пять онлайн-лекций в общей сложности от четырех до шести часов. Это могло быть несколько тем подряд или одна, но очень объемная тема, например формирование ценностного предложения, где нам сначала давали методологию — как это правильно делается, а затем проводили воркшоп, где мы сами для себя создавали ценностное предложение. Естественно, после каждого урока было домашнее задание. В нашем случае это было начало разработки ценностного предложения, но так как это довольно длительный процесс, то мы получили задание, приступили к его выполнению, а потом была ещё одна индивидуальная сессия с ментором, на который мы уже вместе с ним доводили задание.

Вся учеба длится ровно четыре недели. Затем идет следующий этап — это восемь недель внедрения.

В этот период тоже есть лекции, и хотя они в каком-то смысле факультативные, все равно их лучше посещать. Проводятся воркшопы, то есть все те, кто находится вместе с нами в этой когорте, встречаются. Это называется founder hours, когда основатели стартапов встречаются и общаются на свои наболевшие темы. Иногда это тема фандрайзинга, то есть тема инвестиций, иногда — привлечения специалистов или, например, как работать с другими странами. Тут могут быть разные темы и это такой мастер-майнд, где все общаются, делятся своим опытом.

Помимо этого каждую неделю есть обязательные мероприятия. Например, по понедельникам — это называется weekly-standup, тоесть это еженедельный стендап, — все рассказывают, что у кого произошло за прошлую неделю, что будет сделано за эту неделю, свои трудности и самые удачные моменты. На это отводится всего около получаса, но все команды успевают быстренько отчитаться. Потом ещё обязательно один час сессии с ментором, где обсуждаются ключевые метрики, что изменилось, что улучшилось или ухудшилось за прошедшие недели. Затем сверяется вектор — правильно ли мы действуем.

На этапе внедрения (на который, повторюсь, отводится восемь недель) мы берем все знания, которые получили на программе «500 Startups», и внедряем в свой бизнес.

Это вам не какая-то сухая теория, которую нужно выучить и сдать экзамен. Главный экзамен — это успешность твоего бизнеса. А они как акселератор заинтересованы в том, чтобы твой бизнес был успешным, поэтому дают методологии, дают знания и понимание и помогают все это внедрить.

По результатам этих восьми недель проводится следующий отбор, после которого из десяти компаний в каждой когорте останется примерно от трех до пяти компаний — они и пройдут в следующую выборку. И соответственно, для этой новой выборки снова будет порядка шести-восьми недель обучения, после которого будет происходить оффлайн-акселерация уже в Долине.

Опыт Finmap: как мы проходили акселератор Кремниевой Долины 500 Startups

Второй тур

Насчет прохождения во второй тур — на самом деле очень хотелось, но слабо верилось, потому что были очень сильные команды, которые участвовали вместе с нами в нашем бэтче. Я понимал, что у нас есть перспективы, потому что мы тоже достаточно сильные, у нас хорошие показатели по метрикам, мы делали то, что должны были делать, но, конечно же, от нас всегда требовали больше, чем мы могли сделать. Поэтому я немножечко переживал, сможем ли мы пройти. Но мы таки прошли во второй тур, и это было очень круто, потому что в очередной раз доказало, что не нам одним кажется, что мы делаем что-то правильное и движемся в ту сторону, в которую нужно.

Что касается трудностей во время программы, то, во-первых, это большое количество времени, отводящегося на учебу.

Примерно 60% времени на неделе занимают лекции и домашние работы по этим лекциям. Соответственно, всю свою обычную работу надо впихнуть в оставшиеся 40% времени, потому что мы же не студенты, которые могут только учиться, — у нас работающий операционный бизнес, внутри которого нужно продолжать находиться, работать, развивать и т.д. Поэтому необходимо находить баланс между учебой и работой, чтобы это было не в ущерб сну и всему прочему.

Потому что тогда эффективность падает в принципе — что в бизнесе, что в учебе. Во-вторых, это то, что любые изменения даются непросто, хотя бы из-за того, что сложно ломать привычки. Мы привыкли работать по одному — одни процедуры, подходы, способы мышления, — а тут нам порой транслируют совершенно противоположное. Конечно, мы затем и шли, чтобы освоить новые подходы, потому что с теми подходами, с которыми дошли до текущей точки, до новой точки уже не дойдем. Мы осознаем важность и ценность этих подходов и стараемся доносить это и нашим сотрудникам.

Хотя физически программа проходила в Тбилиси (как мы туда добирались в условиях карантинных ограничений — это отдельная тема!), лекции все так же происходили онлайн: некоторые менторы находились в Штатах или других странах. Большое преимущество, что мы находились вместе с компаниями из нашей когорты. Здесь отдельно выделен коворкинг  — суперсовременный, в лучших традициях коворкинга — и там у нас есть свои отдельные помещения, в которых мы работаем вместе с нашими коллегами. Можно пообщаться с компаниями, обсудить вживую все то, что проходим на акселерации, да и просто общие бизнесовые темы, и это, конечно же, совсем другое, чем переписываться или делать Zoom-коллы.

И, конечно же, общение с менторами. К концу программы, когда у нас уже будет питч-дей, когда мы будем непосредственно презентовать и защищаться перед коллегами, инвесторами для того, чтобы перейти в следующий раунд, туда уже слетятся все менторы. Это будет особенно круто, потому что через два рукопожатия — абсолютно любые инвесторы и любые компании во всем мире, то есть, это огромнейшие возможности.

То, что мы рассчитываем получить от этой программы, — понимание, как масштабироваться в десять раз. За последние годы мы активно росли — каждый год удваивались. Когда есть понимание того, как добиться линейного роста, соответственно, хочется понимания, как добиться роста экспоненциального. А это достигается только определенными подходами, определенным способом мышления. Потому что это совсем другие подходы — что в маркетинге, что в построении команды, что в определении задач, над которыми работает команда. Также мы хотим заручиться поддержкой наших менторов, т.к. у нас есть доступ к ним и после программы. Мы можем задавать им вопросы, встречаться с ними в онлайне и системно развивать каждый из отделов бизнеса, чтобы за год удесятериться.

Выводы

Если есть желание доходить до миллиардных оценок, если есть амбиции быть глобальной компанией, то кроме как через акселераторы достичь этого, я считаю, невозможно. До того как мы вообще в чем-то таком поучаствовали, я знал, что существуют бизнес-акселераторы, где компании проходят какие-то программы и получают от этого ценность, но до конца не понимал зачем это нужно. Только когда мы сюда попали, я понял, что это, наверное, лучшее решение, которое мы принимали, и лучшая инвестиция нашего времени, сил и в прямом смысле денег, тем более что мы не абы куда попали. Startups 500, как и YC, — это самый большой и уважаемый в мире акселератор для бизнеса.

Такие компании как Uber, Slack, Spotify, Airbnb и прочие мировые компании, которые в итоге стоят миллиарды долларов, изначально проходили акселерацию. Знания и подходы, которые предприниматели получают на 500 Startups, определяют вообще будущее компании. Это сильно сокращает количество ошибок и неправильных действий. Поэтому мой совет однозначный: если есть желание и амбиции, то обязательно поступайте на подобную программу.

Если говорить о FINMAP, то мы планируем ускорить рост и вырасти в финансовых показателях в 10 раз за следующие 12 месяцев. Будем усиливать команду, менять маркетинговую стратегию, привлекать крупных партнеров и так далее. А главное – планируем стать массовым продуктом для владельцев малого и среднего бизнеса. Наша цель — повлиять на качество ведения бизнеса как в Украине, так и за ее пределами с помощью простого профессионального инструмента управления деньгами в компании.

Александр Соловей,
со-основатель онлайн-сервиса для управления финансами 
Finmap

Читайте также:  Алексей Рудак: "Как выбрать нишу для стартапа и зачем нужен личный бренд"
iMarketer
iMarketer/ автор статьи
Хотите рассказать о своем опыте, компании или стартапе, продукте или сервисе? Опубликуйте статью на iMarketer.by!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: