Как найти компетентных специалистов?

Если спросить меня, чего мне не хватает в работе, я отвечу – компетентных специалистов!. И в этом мнении я не одинок. По роду деятельности мне часто приходится участвовать в собеседовании кандидатов на различные позиции. Так вот, три четверти из них явно говорят, что хотели бы работать в опытном коллективе с людьми, у которых можно учиться. И это не удивительно: IT-отрасль на подъеме и, не смотря на кризис, все еще ощущает острую нехватку рабочих рук. А поскольку все уверены (и не без оснований), что в IT можно заработать, приток желающих извне не иссякает. Проблема в том, что все хотят учиться и мало кто хочет / может учить….

Более того, если технических специалистов наши ВУЗы хоть как-то готовят, то менеджеров и аналитиков практически нет (ну или только начинают). А это, между прочим, ключевые позиции на любом проекте и дефицит компетенции моментально сказывается на его ходе.

Допустим, Вы молодой аналитик, только-только начинающий свою карьеру. Вы работаете не покладая рук, каждый день Вы узнаете что-то полезное. Но большинство из того, что Вы узнаете, узнается методом проб и ошибок. Ведь преимущественно Вы учитесь самостоятельно. Более опытные коллеги не отказывают Вам в помощи, но у них есть свои задачи и проекты, у них мало времени и им тоже надо учиться. Поэтому далеко не все Ваши открытия есть самый быстрый и оптимальный путь выполнить работу. И когда в компании начинается новый сложный и интересный проект, Вас на него не берут, поскольку Вам не хватает квалификации и опыта.

А теперь давайте представим, что Вы менеджер этого нового стартующего проекта. Проект большой, сроки поджимают, и, как обычно бывает в таких случаях, имеется куча неопределенностей и рисков. Для уточнения постановки задачи Вам необходим аналитик, но, увы, свободного специалиста нужной квалификации в настоящий момент под рукой нет. Знакомо?

Теоретически вариантов решения данной проблемы несколько:

  1. Привлечь специалиста с другого проекта, так сказать «без отрыва от производства».

Для этого варианта должно сложиться одновременно слишком много факторов. А есть ли подходящий специалист на другом проекте? А есть ли у него время помочь, пусть даже в овертайм? А готов ли он помочь? А не повредит ли это его основному проекту? Как видите, вопросов много. В любом случае, данный вариант может сработать только если новый проект небольшой, а это увы, не наш случай.

  1. Найти специалиста нужной квалификации на рынке.

Данный вариант реализуется только если Вам очень-очень повезет. Ваши рекрутеры могут работать дни и ночи напролет и пересмотреть всех кандидатов на рынке, но они не могут гарантировать, что нужный специалист будет найден и что он согласится принять Ваше предложение. И даже если такой человек вдруг найдется, он выйдет на работу в лучшем случае через месяц, а проект нужно делать уже сейчас.

  1. Выполнить работу аналитика самому.

«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Если у Вас есть опыт и компетенция аналитика, и, если других вариантов нет совсем. Но в таком случае, вероятно, Вам не хватит времени на менеджерские задачи и на проекте все равно будут проблемы.

  1. Взять кого дадут и надеяться на лучшее.

Взять новичка, авось справится. При этом ответственность за шестизначный бюджет остается на компании. Серьезные проекты так не делаются…

Как видите, на практике идеального решения нет. Лучшее что Вы можете сделать в подобной ситуации – это иметь «запас» специалистов, ну или хотя бы достаточно компетентных людей, способных быстро осваивать новое, не приумножая кратно проектные риски. Имея знания и огромный опыт создания программного обеспечения, регулярно сталкиваясь в работе с нехваткой персонала, я пришел к выводу, что этими знаниями надо делиться с другими…

Так появился наш проект PMBA.

Начиная проект, мы с самого начала определили несколько ключевых принципов, отличающих нас от похожих проектов:

  1. Совмещение ролей.

Мы изначально допускаем, что один и тот же человек может совмещать на проекте несколько ролей. Например, роль проектного менеджера и бизнес-аналитика. Для небольших проектов такая практика довольно распространена. И не удивительно, ведь и тот, и другой специалист должны обладать сходным набором качеств: ответственность, высокая коммуникабельность, умение принимать сложные решения в условиях неопределенности и многое другое.

  1. Практическая направленность знаний.

В обучении мы придерживаемся рационального подхода. Иногда мы объясняем базовые вещи, но, по нашему опыту, часто очень простые вещи ставят людей в тупик. Мы даем абсолютный минимум теории. Все материалы носят практический характер и многократно нами в наших проектах. Особое внимание мы уделяем «граблям», на которые так любят наступать начинающие специалисты.

  1. Обязательное закрепление полученных навыков.

Все что изучено обязательно должно быть закреплено успешным выполнением практических заданий. В противном случае, практический курс превращается в теорию, не применяемую на практике. Как минимум половина времени обучающегося тратится на выполнение практических заданий. Каждое задание контролируется тренером, по каждому заданию обучающийся получает четкую обратную связь и анализ того, что было выполнено неправильно или что можно было сделать лучше.

  1. Последующее сопровождение обучаемых.

Мы ориентируемся на широкую аудиторию, но прежде всего на начинающих специалистов, которым особенно важна помощь и поддержка на данном этапе карьеры. После завершения обучения у наших учеников остается возможность обратиться к нам за советом по своим текущим задачам и проектам.

И вот по прошествии времени, мы видим, что данный подход был вполне оправдан. Большинство наших учеников довольны результатами. С некоторыми из них мы поддерживаем связь до сих пор.

Резюме

Коллеги, наша жизнь удивительна и полна сюрпризов. И где бы Вы ни работали, что бы Вы ни делали, чем более компетентным специалистом Вы являетесь, тем больше у Вас возможностей и интересных проектов. Не стойте на месте, обязательно развивайтесь и самосовершенствуйтесь. Но не копите знания только в себе, а старайтесь делиться ими со своими коллегами.

Сергей Бондаренко,
Автор и тренер учебного центра PMBA

Автор iMarketer.by
Автор iMarketer.by/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: