В каких случаях компании нужно нанять психотерапевта?

В последнее время стало очень модно обсуждать тему приглашения в компанию психотерапевта для улучшения психологической среды организации. Отчасти эта мода пошла из-за светлого образа корпоративного психоаналитика Венди Роудс в сериале Миллиарды, отчасти потому, что многие менеджеры распробовали индивидуальную терапию для решения своих собственных задач и теперь верят в ее эффективность в масштабах всей фирмы. Но, мне кажется, есть и множество тех, кто относится к корпоративному психотерапевту как к очередной волшебной таблетке, очередной панацее, которая — бах — и улучшит организацию сама по себе.

Есть очень много исследований, посвященных психологической обстановке в коллективах. Согласно им, в среднем (но это как в среднем по больнице), в состоянии эмоционального выгорания находится около 50 % сотрудников организаций. В одной транснациогальной компании, для которой я реализовывал один из проектов (980 тыс. сотрудников со своей системой здравоохранения), больше 75% топ-менеджеров находилось в предынфарктном состоянии. Надо ли все эти проблемы решать с помощью психотерапии — огромный вопрос?

Судя по моим клиентам, причины выгорания чаще всего не связаны с психологическими факторами. Почти всегда речь идет о низком качестве менеджмента. И тогда стоит улучшать качество управления, а не работать со психологическими следствиями.

Вот вам для примера не психологические причины эмоционального выгорания сотрудников из тех, с которыми сталкиваются мои клиенты, в моем психологическом кабинете:

  • Криво написанные функциональные обязанности, непонятно, кто за что отвечает.
  • Пустые и бессмысленные совещания по 3 часа, на которых руководители занимаются самолюбованием.
  • Придерживание карьерного роста женщин только потому, что они женщины.
  • Высокие требования к отчётности и неспособность объяснить зачем и почему те или иные отчеты нужны.
  • Непрозрачные манипуляции с зарплатами.
  • Непродуманные решения наобум без какой-либо проверки их адекватности и согласования со стейкхолдерами.

Причем здесь психология? Поставьте нормальную систему регулярного менеджмента и процентов 70 психологических проблем сотрудников будут решены.

Однако, останется 30 % проблем, которые в самом деле стоит решать психологу и именно в этих случаях стоит обращаться к специалисту.

Давайте сначала поговорим, что это за случаи, а затем обсудим, в каком формате стоит работать с корпоративным психотерапевтом.

В каких случаях компании нужно нанять психотерапевта?

Психологические проблемы организаций

Взрослые дети алкоголиков

Я бы хотел начать с очень серьезной социальной проблемы, которая сильно влияет на психологическую атмосферу в коллективе, на выгорание сотрудников и на их психологическое состояние. Речь о том, что более 30 процентов (по результатам моих опросов — от 30 до 40) сотрудников выросли в дисфункциональных семьях, а именно в семьях, где как минимум один родитель был алкоголиком. Как правило, у них формируются следующие паттерны эмоциональной зависимости:

  • бешеная преданность или ненависть к начальнику
  • неспособность опереться на свое окружение, когда они сталкиваются с задачами, с которыми не могут справится самостоятельно и при этом не обращаются за помощью (тихо косячат)
  • неспособность удержания границ (их легко продавить, они несознательно переходят границы)

и многие другие.

Это тот случай, когда никаких внешних систем менеджмента будет недостаточно для того, чтобы человек работал, развивался в работе и испытывал удовлетворение от работы.

Задачи роста и развития

Как компания, так и каждый сотрудник развиваются в рамках своего жизненного цикла. Это значит, что в свое время, пока человек не накопит опыта при решении новых для него задач (первые продажи, первые подчинённые, первый экономический кризис, первое слияние и поглощение и т.д. и т.п), он испытывает эмоциональное напряжение разной степени интенсивности. Напряжение нужно для того, чтобы мобилизовать организм на решение задачи.

Продолжением этого напряжения является тот же стресс. И все это нормально, если ситуация не наталкивается на до сих пор скрытый невроз и узкое место сотрудника. Например, ее бросил отец в детстве, она боится отвержения и просто умирает, когда от нее уходит клиент, до 3-х недель оказывается в почти клинической депрессии и неработоспособна.

Здесь тоже нужен психолог.

Невроз первого лица

Примерно аналогичны случаи, когда неврозы первого лица (CEO, директора, руководителя компании) искажают под себя бизнес-модели, систему управления и трагически сказываются на бизнес-результат.

Например, вам очень не хватало внимания противоположного пола в юности и вот вы создаете бизнес, в котором формируете под себя окружение восхищающихся вами (их эффективность на втором месте) менеджеров противоположного пола, с которыми вы очень интенсивно мутите адюльтер.

В каких случаях компании нужно нанять психотерапевта?

Пора к психологу, друг мой. И даже не столько для себя лично, сколько для бизнеса.

Групповая динамика, командообразование и лидерство

Чуть ли не ключевой характерной чертой нашего времени становится пограничность управления. Я имею в виду необходимость постоянного выхода сотрудников за границы своих функций, обязанностей и т.д. для достижение некоего сверх- и инновационного результата.

Бесконечное генерирование новых способов выхода на рынок, востребованности продукта, способов продвижения, а это все предполагает творческое бурление, эмоции, надежды и разочарования, желание снять с себя ответственность и обвинить другого и прочую групповую динамику.

И здесь как нельзя кстати пригодятся методы групповой психотерапии, которые могут сопровождать процессы генерирования результатов и помогают снимать напряженность в отношениях членов команды.

Именно так в свое время команда психологов сопровождала избирательный штаб Билла Клинтона.

Стрессогенные внешние факторы

У целого ряда профессий существует роль супервизора. Это опытный специалист, который помогает менее опытному снять стресс, убрать психологические последствия стрессогенной работы. Чаще всего, речь идёт о помогающих профессиях вроде врачей, социальных работников, менеджеров по продажам самого разного рода, сотрудников службы поддержки и т.д.. В общем, когда в требованиях к кандидату на должности пишут «стрессоустойчивость», предполагается, что среда сама по себе стимулирует стресс. Тогда либо нужен тот самый супервизор, либо психолог с арсеналом противострессовых инструментов.

Работы для психолога в наших корпорациях полно. В принципе психологи в штате — это совершенно не новое явление, про их роль в организации написано во всех учебниках по психологии, не говоря уже про то, что аж 2 школы теории управления были психологическими (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук).

Однако, все же новым является явный запрос компаний именно на психокоррекционную работу (психотерапию), давайте разберемся, в каком формате возможно это взаимодействие психологов и корпораций.

В каких случаях компании нужно нанять психотерапевта?

Фирма vs. Психолог

В отношениях психолога и фирмы в рамках психокоррекционного процесса есть известное противоречие. Дело в том, что, кто платит, того цели и обслуживает психолог. Если за психокоррекционную работу с сотрудником платит фирма, то и особо стараться сотрудник не будет. Более того он будет активно сопротивляться любым психотерапевтическим интервенциям, призванным преобразовать его такого, каким он является в такого, каким хочет видеть его организация. Как преодолеть это противоречие? Как сделать так, чтобы в процессе терапии сотрудник не осознал, что это место не для него и он свалил? За деньги фирмы.

Более того, сейчас каждый человек почти за разные деньги может найти себе психолога и фирма ему для этого вовсе не нужна. То же касается неврозов первого лица. Здесь независимость психолога будет гарантировать качество и непредвзятость работы.

В таком случае а как психолог может помочь именно фирме и подчинить этому терапию отдельного сотрудника?

Лично я выработал оптимальные способы взаимодействия психолога с организацией. Они подробно изложены в следующей статье.

В общем, если вы понимаете, что управления — это прежде всего психология — не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалу.

Андрей Мирошниченко,
психолог

Автор iMarketer.by
Автор iMarketer.by/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Анна

    Все очень доступно и внятно. Спасибо автор!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: