Обзор и сравнение книг Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно»

Недавно меня просили поделиться впечатлением от книги «Ясно, понятно» Максима Ильяхова, так как именно её мы выбрали следующей для обсуждения в ReadArea Business Literature Club, а еще спрашивали, нужно ли читать «Пиши, сокращай» перед этим.

В интернете полно обзоров этих книг. Крутых, детальных обзоров. Даже презентация от Ильяхова есть.

Друзья, лучше, чем то, что уже опубликовано, я вряд ли напишу, на самом деле.

Но давайте-ка попробуем вместе сравнить эти две книги и решить какую из них стоит читать.

Для того, чтобы сравнение было нескучным (и не лонгридом), а вы не заснули сразу после этого предложения, предлагаю выделить критерии, по которым мы их и сравним.

Я бы предложила следующие:

  • О чем книга?
  • Кому полезно прочитать?
  • Основная мысль
  • Послевкусие

Если вы не против, погнали.

О чем книга?

“Пиши, сокращай” — книга о базовых приемах работы с текстом.

Это набор советов по типу “вот так не надо, а надо вот так”, но для меня книга стала откровением с точки зрения взращивания в себе компетенции правильного мышления для создания текстов. Книга о том, как не бояться убрать из текста все лишнее, оставить только суть и при этом достичь поставленных целей.

“Ясно, понятно” — книга о том, как донести мысль с помощью текста (когда уже знаешь принципы его создания).

В книге четыре больших раздела: контекст, интерес, текст и подача. Эта логическая цепь повествования четко и конкректно показывает, что даже самый лучший, грамотный и продающий тест может «не выстрелить» в неподходящем контексте.

Книга о том, как создать контекст, который усилит ваш текст, заинтресовать аудиторию, написать хороший текст без воды, правильно его подать и не фигачить картинки из Гугла налево и направо.

Читайте также:  Как управлять проектами и кому это нужно?

Кому полезно прочитать?

“Пиши, сокращай”: копирайтерам, дизайнерам, журналистам, менеджерам и всем, кто пишет по работе, ведет свой блог.

“Ясно, понятно”: тем, кто хочет своим текстом убеждать, влиять, менять картину мира, удивлять, создавать новую реальность.

Основная мысль

“Пиши, сокращай.”

Текст есть во всем, что мы делаем. И от того, как он написан, часто зависит успех нашего дела: услышат нас или нет, поймут ли нас правильно, убедим ли мы других, поверят ли они нам. Смысл важнее слов, поэтому автор рекомендует работать над смыслом так:

  • Говорить правду, даже если она неудобная.
  • Приводить факты и доказательства.
  • Рассказывать истории и приводить примеры.
  • Писать коротко.
  • Писать о пользе для других.
  • Писать, как для себя.

“Ясно, понятно”

Фокус этой книги — на результативной коммуникации. Неважно насколько ты был прав, если тебя не поняли.

Любите шаблоны текстов? Не удивляйтесь, если любой рекламный текст не будет отличаться от вашего, после замены названия продукта. Подумайте прежде, чем принимать на веру множественные шаблоны.

И еще, просто написать — недостаточно. Нужно как минимум:

  • Привести примеры.
  • Привести антипримеры.
  • Убедиться, что читатель находится в правильном контексте.
  • Опереться на правильные обстоятельства.
  • Сочинить метафору.
  • Проиллюстрировать текст (речь не только о картинках!).
  • Провести читателя “за ручку” по ключевым моментам (договор, доверенность и т.д.).
  • Быть на стороне читателя.
  • Не стесняйтесь повторяться.

Послевкусие

“Пиши, сокращай”

Благодаря этой книге я открыла для себя мир инструментов для редактирования текстов, перестала делать тексты напыщенными и стараюсь писать просто.

Ну и мне никто за это не платит, так что могу себе позволить 🙂

Я стала очень категоричной в отношении неоправданных лонгридов. Если можешь сократить и не утратить смысл, сокращай. Больше думаю о логике и навигации в тексте.

Читайте также:  Книга «Сложные подчинённые» от Максима «Комбата» Батырева

Поняла, что в школе нас учили писать грамотно, но не интересно. А жаль.

“Ясно, понятно”

Умные люди прокляты. Их проклятье проявляется в следующем: они говорят правильно, но не ясно.

В большинстве случаев они не готовы жертвовать словарным запасом и обьяснить сложные вещи простым языком, так как это может навредить их личному бренду.

Текст — это манипуляция. Это фокус, который заставляет читателя поверить в ту картину мира, которую ты создаешь с помощью слов. У каждого текста есть конкретная задача, но она может быть выполнена только тогда, когда ты позаботился о том, что стоит за текстом (контекст, подача, эмоция).

Обзор и сравнение книг Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно»

Вывод:

Ничего однозначно правильного и неправильного нет. Есть только задача текста и ваш опыт.

Читать обе. И перечитывать.

Ольга Олифиренко
Ольга Олифиренко/ автор статьи
Interactive Services & Product Marketing Manager в Ciklum. Профиль в LinkedIn
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: