Маркетолог должен умереть, или подводные камни в карьере маркетолога

В предыдущей статьях я рассмотрел те факторы, которые влияют на профессиональное развитие маркетологов, а также те барьеры и драйверы роста, которые помогают или мешают человеку развиваться как специалисту. Давайте теперь рассмотрим, что именно влияет на карьеру маркетолога и что ей препятствует..

Линейное развитие маркетологов

Любой специалист сначала развивается линейно, наращивания знания и навыки в каком-то конкретном направлении. Вместе с опытом и навыками растет уровень сложности проектов и решаемых задач. С течением времени специалисту становится тесно в рамках одной специализации,  он начинает осваивать смежные направления и каналы продвижения.

Освоив ключевые направления, специалист становится digital-маркетологом универсалом, стратегом, способным работать, практически, во всех областях.

У него формируются так называемые T-shaped skills: экспертные навыки в нескольких областях и необходимые знания для сотрудничества с профильными специалистами в смежных направлениях.

Кроме того, маркетолог при определенном стечении обстоятельств может перейти в менеджмент или маркетинг продукта. Начать работать в стартапе, стать продакт менеджером иди продуктовым маркетологом.

Кроме наращивания профессиональных знаний и навыков, маркетолог приобретает опыт работы с конкретными продуктами на определенном рыкнке.

Если специалист наращивает экспертизу в рамках одной специализации и/или одного рынка, он рискует на нем застрять.  Узкая специализация одновременно и делает его экспертом, и мешает движению в других направлениях. Маркетолог становится заложником своего опыта и вынужден кочевать от одной компании-конкурента к другой часто даже не меняя профессиональных обязанностей.

Сами рынки, поведение и предпочтения пользователей на этих рынках могут отличаться разной скоростью изменений на них, быть разными по размеру и охвату, и иметь совершенно разные уровни конкуренции. Переход на более высокоскоростной и изменчивый рынок требует серьезных усилий. Покачивание английского, совершенствование профессиональных знаний и навыков до международного уровня на собственном опыте.

Но даже если все необходимые знания и навыки специалистом получены, на новом рынке он будет конкурировать с теми, кто не только имеет знания, но и практический опыт работы. А опыта работы на новом рынке у специалиста еще нет. Для найма он не очень интересен.

Те же, кто научился работать на высокоскоростных и высококонкурентных рынках, никогда не пойдут на более медленные и спокойные рынки. Для них это профессиональная деградация. Хотя, именно такие сотрудники могли бы драйвить рост локальных компаний, внедрять мировые практики и выводить компании на новые рынки.

Впрочем, местные компании таких специалистов и не ждут, предпочитая сохранять свои темпы роста, даже если они отрицательные. А зря!

Специалисты, умеющие работать на международных рынках, были бы очень полезны для развития локального бизнеса. Причем, именно в качестве специалистов по развитию бизнеса.

Существование барьеров между рынками осложняет карьерный рост маркетологов. Но, поскольку профессиональные навыки актуальны для всех рынков, смена рынка вполне возможна. Однако, может оказаться, что у специалиста недостаточно управленческого опыта, чтобы совершить очередной виток в своей карьере, претендовать на управленческую позицию.

Читайте также:  Кто такой менеджер по маркетингу продукта?

Лидерские и менеджерские позиции

Насколько бы квалифицированным специалист ни был, рано или поздно он понимает, что не сможет хорошо делать все и сразу. Масштабные цели и проекты реализуются с помощью команды.

Управление командами, проектами и продуктами

Это уже уровень стратегов, тим лидов, менеджеров проектов и продуктов. В отличие от диджитал-маркетолога, который сам формулирует задачи и сам их выполняет, лид или менеджер распределяет задачи по профильным специалистам, каждый из которых может решить задачу наиболее эффективно.

При этом, реальных управленческих полномочий, как правило, такие специалисты не имеют. Они не могут принимать на работу или увольнять, переводить специалиста из подразделения в подразделение. Они влияют непосредственно на содержание работы конкретных специалистов и контроль ее результатов.

Как правило, рост линейного специалиста до менеджера происходит в рамках одой компании. Очень редко линейные специалисты без управленческого опыта переходят на менеджерскую позицию в другую компанию, поскольку не все компании готовы нести риски, связанные с наймом специалиста на менеджерскую позицию без реального опыта управления людьми.

Я часто встречался с компаниями, в которое менеджерская должность была только одна — директор компании. Он же собственник. В таких компаниях практикуется горизонтальтная структура управления, без начальников.

В компаниях с горизонтальным управлением можно прекрасно прокачаться как спецалист, но менеджером Вы так и не станете. Это может затормозить вашу карьеру на уровне линейного специалиста.

Имейте это ввиду

Вершина карьеры маркетолога — управленческая позиция CMO или Head of Marketing. Эта же позиция — ее финал.

CMO или Head of Marketing

Данная позиция соответствует главе отдела или департамента маркетинга. Если подразделение представляет собой единое целое, то, как правило, используется название Head of Marketing (Глава отдела маркетинга). Если структура маркетинга включает в себя несколько подразделений, то чаще используется название CMO (Директор по маркетингу).

Как правило, став директором по маркетингу, человек продлжает работать на этой должности. Меняются только компании. Конечно, размер компаний и уровень ответственности может расти, как и количество людей в подчинении. Почему так?

Все дело в том, что у маркетологов основной фокус находится за пределами компании. Это рынок и клиенты.

В то время как позиция CEO подразумевает однозначной фокус на самой компании.

Парадокс в том, что чем больше в работе маркетолога появляется менеджмента, тем меньше там остается маркетинга.

Как правило, СMO – это последняя в ступень карьеры маркетолога в найме. Я встречался с ситуациями, когда профессиональные управленцы становились директорами по маркетингу, а потом директорами компаний. Дело в том, что на позицию CMO такие люди попадали не из маркетинга, а из управление проектами, например, или с опытом управления другими компаниями. Гораздо реже СМО вырастают в СЕО компании

Читайте также:  Профессия - маркетолог! Ангелы и демоны маркетинга

Маркетолог может стать СЕО и возглавить компанию, если становится ее собственником или совледальцем.

Предприниматель, собственник бизнеса

Работая как фрилансер или даже возглавляя собственное маркетинговое агентство или учебный центр, ты рано или поздно понимаешь, что, как и раньше, работаешь на клиентов. Просто сейчас ты имеешь больше свободы, но вместе с этим, и больше ответственности, и гораздо более высокий уровень неопределенности.

Возможно, именно в этот момент ты перестаешь быть маркетологом, начинаешь считать вложенные средства, полученную от них отдачу и оценивать перспективы. В этот момент маркетолог умирает. Рождается управленец. Начинается карьера менеджера, собственника бизнеса или его главы.

Впрочем, если Вам нравится маркетинг, вы вполне можете продолжить им заниматься в качестве совладельца, делегировав управление компанией партнеру или наемному менеджеру.

Вместо послесловия

Мы постепенно подошли к сути. Маркетолог всегда работает на клиентов, на выявление и удовлетворение их нужд и потребностей с помощью имеющихся ресурсов.

Однажды, покинув очередное место работы, Вы можете с удивлением обнаружить, что уже никому не нужны, а на любую позицию Директора по маркетингу стоит очередь из более молодых и энергичных коллег.

Поэтому важно не забывать о себе. Всегда стремиться узнавать новое. Открывать для себя новые направления, рынки, инструменты и методы. Пробовать и развиваться. Обращать внимание не только на профессиональное развитие, но и расти как личность.  Обращать большее внимание на людей, учиться быть открытым и доброжелательным. Порой, это бывает гораздо сложнее, чем стать экспертом в какой то области. Наращивать софт скилы и навыки управления, использовать все возможности для профессионального роста. Запускать собственные проекты, наконец.

Позаботьтесь о себе и своем будущем! Ставьте реальные цели и добивайтесь их. Возможно, тогда у вас будет долгая и насыщенная интересными событиями профессиональная жизнь.

Денис Потрубейко
Денис Потрубейко/ автор статьи
Маркетолог. Следую за любопытством. Подписывайтесь на Телеграм канал проекта iMarketer.by. Анонсы будущих статей, мысли и идеи о маркетинге и не только.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: