Нейробиология перемен: почему наш мозг сопротивляется всему новому и как его настроить на успех. Бритт Андреатта.

Статьи и книги

Книга с названием «Нейробиология перемен» просто не могла быть обойдена моим вниманием. Во-первых, перемены – все, чем я занят и в профессиональной, и в личной жизни  (если предположить, что вторая существует).Во-вторых, нейро-что-то – самая продающаяся штука в последнюю пятилетку. Нейромаркетинг, нейро-био-хакинг. Нейро-экономика …  .  Нейро-проктология (думаю, если такой нет, то скоро будет).

А если на обложке еще и обещание научить мозг настраиваться на успех (без помощи аффирмаций, черной магии и запрещенных веществ), то книга просто обречена на успех. Если таковым считать покупку электронной версии и прочтение ее . А вот дальше… .

Короче, книга не лишена здравых зерен. По порядку…

Мы биологически запрограммированы на постоянство, и хаотически или стремительно меняющаяся среда может быть мощным источником стресса.

Перемены часто терпят неудачу. По целому блоку причин. И беда не только в том, что старое положение вещей никого не устраивает, замедляется прогресс всего человечества, и совокупное счастье людей сжимается в масштабах.
Дело еще и в более далеких последствиях: утрате веры в возможность перемен, выгорании, демотивации, снижении продуктивности, психосоматических заболеваниях, экономических потерях, измеряемых миллионами долларов в год на компанию средних размеров… (не верите? В книге есть «расчет»  ).

В нашем мозге есть несколько структур, которые призваны защищать нас от потенциально опасных последствий перемен. Люди от природы запрограммированы сопротивляться переменам, и каждый раз, когда в нашей жизни что-то меняется, это происходит вопреки нашей биологии. Существует статистика, доказывающая, что каждый год от 50 до 70 % всех реформаторских инициатив, предпринимаемых для того, чтобы что-то изменить, заканчиваются неудачей.

Чтобы избежать хотя бы части этих негативных последствий, нужно сделать перемены прогнозируемо-успешными. Как?

Торговля готовыми рецептами ответов на этот вопрос – многомиллионная индустрия (а если включить сюда консалтинг, не только книги – то и многомиллиардная).

Из полезного. Перемены – штука не одномерная. Учитывать нужно множество факторов: тип и длительность перемен, интенсивность прогнозируемого сопротивления, длительность адаптации к новому положению вещей, состояние мотивации задействованных лиц, динамику кривой перемен, накопленную усталость от перемен, наложение различных перемен в одном временном промежутке, и, вероятно, множество других факторов.

Апологетам административно-командных методов (типа «Поезд, стой, раз-два!»), считающим, что для внедрения изменений нужно издать приказ, назначить ответственного, и пригрозить взысканием – книгу читать не стоит.
Тем, кто жаждет простых пошаговых рецептов – тоже. В смысле – книга практичная, «рецепты» содержит, но насколько они пошаговые – я пока не решаюсь сказать. Скорее они – некое нагромождение мыслей и идей на основе осознания многомерности перемен.

Руководствуясь такими рецептами, можно легко объяснить, почему перемены не состоялись. Объяснить подробно и качественно, с использованием названий частей мозга типа «энторинальная кора» или «базальные ганглии».

Увы, объяснения, почему НЕТ – мало помогают достичь того, чтобы ДА. И в этом – главная проблема многообещающих и практичных, судя по названию и содержанию, книг.

Пара контрольных выстрелов в содержании (которое вы видите ДО покупки книги) – о том, «КАК стать бирюзовой компанией». Ну ок, если Лалу написал по теме страниц 400, и тема осталась на уровне общих понятий и идей, то за заявленные 8 страниц изложить готовый рецепт, вероятно, не получилось бы. Но что примечательно – никто даже не пытался! Просто изложил теорию (пересказал модель спиральной динамики), и это, собственно, все!

Не лишенная полезных качеств (особенно в первой части, описывающей проблему с несостоявшимися изменениями), но не обязательная книга, выглядящая практичной, но таковой не являющаяся.

Павел Ткаченко

iprofi.io

Хотите рассказать о своем опыте, компании или стартапе, продукте или сервисе? Опубликуйте статью на iprofi.io!

Оцените автора
Добавить комментарий