Нир Эяль. Непоколебимый: как контролировать свое внимание и жить так, как выбираешь

Немало нон-фикшн книг, ориентированных на делового человека, обильно цитируют научные работы по психологии или результаты психологических экспериментов, но относится к такой литературе стоит с большой осторожностью.

Во-первых, очень многие психологические концепции либо развенчаны, либо отозваны их создателями — но исправно кочуют от автора к автору. Например, тесты Майерс-Бриггс относятся скорее к салонным развлечениям, чем к реальным инструментам оценки сотрудника — последовательные исследования доказали их антинаучность (собственно, даже Юнг утверждал о том, что психотипы — ненадежны и могут меняться со временем у одного и того же человека). Это не мешает автору известных «Принципов» Рэю Далио быть ярким фанатом психотипов (несмотря на это, «Принципы» — отличная книга). Даниэль Канеман (классика «Думай медленно, решай быстро») публично признал ошибочность своей теории прайминга — но этого не заметили множество авторов, которые до сих пор используют прайминг как мощный аргумент.

Во-вторых, психологические эксперименты ненадежны, значительный процент исследований невозможно повторить с теми же результатами, поэтому, когда авторы пишут о неожиданном контрастном исследовании, которое меняет основы мироздания — относитесь к этому со здоровым скептицизмом. И, наконец, в-третьих — привет от Нассима Талеба (из книги «Рискуя собственной шкурой»): очень многие исследования (и особенно нейромаркетинг) воспроизводят индивидуальные реакции человека, забывая, что в обществе даже в самых примитивных ситуациях человек подпадает под влияние огромного количества внешних факторов.

Исходя и вышеперечисленного, я довольно долго думал о том, стоит ли покупать относительно новую книгу Нира Эяля — автора известной «На крючке». Дебют Эяля переведен на русский (само по себе свидетельство популярности), но мне она показалась довольно банальной — особенно после трудов Чалдини («Психология влияния») и того же Канемана. Новая работа Эяля — «Непоколебимый» — посвящена крайне волнующей меня теме: личной эффективности, что и предопределило ее покупку.

Книга тонкая и заканчивается уже на 70% текста (известная раздражающая уловка авторов, которые раздувают количество страниц кратким перечислением прочитанного, благодарностями и прочей факультативной информацией — словно студенты, льющие воду в своей курсовой), но если вы вообще не читали литературу на эту тему, «Непоколебимый» вам понравится — у нее есть неплохой микс теоретических объяснений и практических советов, хотя лично мне теоретическая часть показалась гораздо более солидной, чем практическая. Имейте в виду, что книгу пока не перевели на русский.

Интересны рассуждения автора: эволюция заставляет человека помнить плохое, а не хорошее (какой смысл в хорошем, когда от игнорирования плохого в первобытную эпоху можно было и умереть), а также про гедонистическую адаптацию — мы очень быстро привыкаем к новому уровню счастья и вновь грустим, каких бы достижений не добиваемся. Иными словами, эволюция заставляет нас чувствовать себя плохо — чтобы не расслаблялись. По мнению Эяла, в злоупотреблении смартфонами, электронной почтой, компьютерными играми, социальными сетями и прочими раздражителями виноваты не сами приложения и гаджеты — а глубинные проблемы человека, которые нужно беспристрастно зафиксировать и разобраться в них.

В целом, если вы всерьез намерены перестать быть ленивым пельменем, рекомендую не ждать, пока «Непоколебимый» переведут на русский язык, а прочитать отличные «Гиперфокус» Криса Бэйли и «Атомные привычки» Джеймса Клира.

Интересное: 

  • По мнению автора, существует ровно два фактора появления клинической депрессии из-за работы:1. Напряженный, бесконечный, однообразный труд без возможности его регулировать, вносить изменения, персонифицировать (приводится метафора: сотрудник как будто стоит у невероятно быстрой конвейерной ленты, от него требуется максимально энергично собирать деталь, но ни на скорость ленты, ни на методологию сборки он влиять не может).

    2. Отсутствие обратной связи — сотруднику не говорят, хорошо или плохо он работает, не повышают уровень ответственности и качества задач. Как нетрудно заметить, оба фактора имеют отношение к контролю человека над обстоятельствами его труда — если его нет, в ход идут все известные попытки самостоятельно избавиться от преддепрессионного состояния — включая деструктивные привычки и занятие времени непродуктивными вещами, вроде прокручивания лент соцсетей.

  • Люди готовы на все, чтобы побороть скуку: в рамках одного эксперимента, подопытные должны были 15 минут посидеть наедине с собой в помещении, где оказалось устройство, бьющее током — не смертельным, но чувствительным. 67% мужчин и 15% женщин били себя током, чтобы не было скучно — судя по всему, смартфонов под рукой у них не было.
  • По мнению Эяла, простое правило 10 минут позволяет избавиться от разрушительного вторжения отвлечений. Например, если в процессе работы появляется навязчивое желание прочитать новости, необходимо разрешить себе сделать это — но только спустя 10 минут, к тому моменту, как правило, желание развеивается.
  • Отличная идея — геймификация обычных задач, любой скучный и знакомый процесс можно превратить в игру и, в результате, заниматься с удовольствием. Например, стараться поставить рекорд по времени качественной стрижки газона.

Alexander Stelmakh
Chief Operating Officer at Webinar

Александр Стельмах
Александр Стельмах/ автор статьи
I am Chief Operating Officer at Webinar.ru. I would appreciate new contacts and discussing fresh ideas on B2B-sales, marketing, and scaling-up. LinkedIn Profile
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: