Почему мы хотим успеха и никак не можем его достичь?

Данная статья была написана с целью опровержения некоторых популярных мифов об отложенном вознаграждении. Но внезапно оказалось, что некоторые научные факты имеют гораздо большее значение, чем просто опровержение мифов. Во многом, информация, изложенная  в статье, позволяет объяснить, что именно влияет на стратегию выбора, которую человек  принимает в детстве и затем применяет раз за разом во взрослой жизни. Именно от этой стратегии зависит выбор человека в каждый момент: выбор образования, выбор профессии, потребительские предпочтения.

Эволюция тревоги

Часто можно встретить мнение, что наш мозг не был не был создан для постоянных переживаний о будущем. Он не был приспособлен к среде, где получение выгоды или наоборот, негативной реакции, отсрочено. Это заблуждение. Умение действовать в группе, выстраивать стратегическое партнерство, привлекать союзников – это как раз действия, направленные на отсроченную выгоду, сохранение и улучшение своего статуса в группе.

Группа обеспечивала выживание каждого его члена. Но само выживание в группе требовало ежесекундного анализа ситуации, поскольку поведение каждого отдельного члена группы гораздо менее предсказуемо и более вариативно, чем события в живой природе.  Именно выживание в группе способствовало развитию мозга.

Более того, даже приматы способны вырабатывать стратегические планы, избегать сиюминутных выгод чтобы получить преимущества в будущем. Это доказывает существование такого явления как груминг — взаимное вычесывание. Как оказалось, приматы способны создавать и поддерживать сложную иерархию.

Автор статьи об эволюции тревожности прав в том, что сейчас мы живем среде с отсроченной выгодой, и это приводит к высокому уровню тревожности. Вот только причина не в том, что мозг не привык к жизни в такой среде. Именно в такой среде он развивался. Причина в том, что развитие мозга привело к возможности стратегического мышления, разума, возникновения самосознания. Развитие разума позволило перестать адаптироваться к окружающему миру и максимально адаптировать его под нас. Тревога – неизбежная плата за обретение разума.  Он ищет и находит опасности там, где их нет чтобы поддержать собственной уровень активности.

Человек постоянно переживает о своем настоящем и будущем: об отношениях с коллегами, о повышении, о возможности взять кредит и потом выплатить его. Он стремится к успеху, к реализации поставленных целей, которые позволят получить больший доступ к ресурсам, снизить его уровень беспокойства о будущем.

А от чего на самом деле зависит наша способность ставить стратегические цели и добиваться их?

Зефирный эксперимент

Согласно результатам зефирного теста, способность отказаться от сиюминутного вознаграждения (зефира, чтобы через 15 минут получить два) – единственный фактор, который позволял предсказать успешность ребенка во взрослой жизни. Однако, относительно недавно данные эксперимента были опровергнуты.

В оригинальном зефирном эксперименте Уолтера Мишеля принимали участие 90 детей обеспеченных родителей. В 2018 году Тайлер Уоттс провел аналогичный эксперимент на 900 детях. Оказалось, что наиболее значимым фактором, влиявшим на способность к отсрочке выгоды, а значит и на будущий успех детей, был достаток родителей.

Именно социальная среда, в которой рос ребенок, определяет его способность отложить сиюминутное вознаграждение ради стратегических целей в будущем.

Предполагается, что менее обеспеченные родители стараются побаловать своих детей, когда появляется такая возможность, в то время как более состоятельные родители, как правило, учат своих детей ждать большего вознаграждения. Сладости оказываются одной из немногих радостей, которую могут себе позволить бедные семьи.  Для бедных детей сиюминутная радость делает жизнь более терпимой, особенно если нет гарантии, что завтра снова появится возможность сьесть сладкое или побаловать себя чем то другим. Приобретённое в детстве предпочтение сиюминутных вознаграждений (бери пока дают) сохраняется и во взрослой жизни.

Привычка быть бедным

Понимание влияния отложенного вознаграждения может многое объяснить в поведении современных потребителей, богатых и бедных. И те, и другие способны откладывать вознаграждение ради получение еще большей выгоды, вот только делать они это будут по-разному, используя наиболее привычные способы и стратегии, к которым они привыкли в детстве. Вероятно, будет различаться характер выгоды, которую он и будут искать.

Предположительно, люди, выросшие в ограниченном достатке, в большей степени склонны к совершению импульсивных покупок, нацеленных на получение сиюминутного удовольствия, таких как покупка еды, одежды, всего того, что приведет к немедленному росту дофамина. Алкоголь и наркотики из их числа.

Люди, привыкшие к низкому достатку, с большей вероятностью купят мобильный телефон последней модели или автомобиль в кредит, на долгое время отказавшись от мелких бытовых радостей.

Люди из обеспеченных семей склонны к совершению инвестиционных, экономически обоснованных трат, которые способна увеличить их доход или снизить затраты в будущем, либо приносить долговременную пользу. Например, потратить деньги на собственное образование или на тот автомобиль, который прослужит дольше.

Может быть, в этом причина того, что голодный ребенок вырастает в вечно голодного взрослого, который не может насытится не смотря ни на какое количество денег и поэтому обречен на бесконечное потребление?

Богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Вот только хватает обычно тому, кто детство провел в достатке. Или, как вариант, не ощущал в чем либо нужды. Такие есть, но их мало. Гораздо больше вечно голодных космополитов.

Денис Потрубейко
Денис Потрубейко/ автор статьи
Маркетолог. Следую за любопытством. Подписывайтесь на Телеграм канал проекта iMarketer.by. Анонсы будущих статей, мысли и идеи о маркетинге и не только.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: