Тамара Кулинкович: «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Сегодня я представляю вам Тамару Кулинкович —  человека, которого вы наверняка уже знаете. Не заметить ее в мире белорусского IT просто невозможно. Я о ней узнал благодаря серии митапов, посвященных продажам и маркетингу. Когда Тамара согласилась на интервью, я начал подробно изучать ее творческий и деловой путь. И оказалось, что все, что я знал о ней до этого даже не верхушка айсберга, а тень пирамиды. Я был просто поражен огромным количеством проектов, в которых она участвовала и участвует до сих пор. Как оказалось, за всем, что она делает, стоит мощная научная подготовка: учеба в БГУ на факультете психологии и работа на кафедре психологии в качестве старшего преподавателя, проведение исследований и написание нескольких книг на стыке психологии и IT. Отсюда и первый вопрос.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Тамара, как Вы пришли в психологию?

— Спасибо за ваш интерес и такие слова, мне очень лестно. Отвечая на ваш вопрос, не смогу быть интересной, не было никакого судьбоносного события, или выдающейся цели: я совершенно не помню, почему решила пойти в психологию. У меня родители учёные, химики. Мне нравились естественные науки. Но, чтобы не идти за родителями, я вообще перестала учить химию и начала искать что-то максимально далёкое. Мне хотелось получить широкую профессию, чтобы был большой выбор занятий. Наверное, так и нашлась психология, или я забыла основную причину. Но в итоге ушла я недалеко: в психологии и потом в профессии меня привлекали естественнонаучность и исследования.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Правильно ли я понимаю. Вы учились в аспирантуре, писали кандидатскую диссертацию?

— Да, я закончила аспирантуру, написала диссертацию и автореферат. Осталось только её защитить, но я не стала. Вначале мешало стечение обстоятельств, а потом я утратила смысл в этой защите. Иногда мне хочется дать движение своей научной работе, это было большое исследование с интересными результатами, но я себя сдерживаю. Мне кажется, полно более значимых дел, на которые стоит тратить свои усилия.

Тамара, у Вас очень разносторонние интересы и направления деятельности. Со стороны сложно сказать, какое из них соответствует в большей степени Вашим интересам. Как Вы думаете, что могли бы о Вас сказать люди, которые очень хорошо вас знают как профессионала? Кто такая Тамара Кулинкович на сегодняшний день?

— Только кажется, что мои проекты разные. Так-то они все об одном. Я применяю социальные исследования и знание психологии в управлении людьми и продажами. Если сформулировать в общем, то я стараюсь помогать улучшать сервис, маркетинг и продажи, используя научные знания о людях и обществе.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

В вашей работе очень мощное образовательное направление: подготовка будущих специалистов в области продаж, маркетинга, управления персоналом и коллективом, а также повышение квалификации уже существующих профессионалов. Как Вы думаете, что определяет успех ориентированных на людей специалистов в IT? На что им стоит обратить внимание в первую очередь?

— Успех таких специалистов определяет — в широком смысле этого слова — чуткость. Это то, что сейчас называют внутренним и внешним эмоциональным интеллектом: умение почувствовать состояние другого человека, его потребности и умение понять свое состояние и правильно себя вести в ситуации, быть гибким и внимательным.

Людям нужны люди. В продажах, маркетинге и управлении нужны люди с особой чувствительностью, с двойным радаром.

Это качество можно развивать. Нужно много читать, тренироваться, наблюдать и в целом, много думать о других людях. Это непривычно и довольно сложно вначале, зато потом такой человек резко обгоняет других, и как продавец и маркетолог, и как менеджер.

Мне приходилось слышать, что на одну вакансию маркетолога приходят десятки, а иногда и сотни резюме. Как Вы думаете, не повторится ли с маркетологами ситуация, аналогичная ситуации с юристами и экономистами в прошлом?

— Если и повторится, в этом нет беды. Беларуси очень не хватает маркетинга. Пусть будет много разных маркетологов: сильных и слабых, но с маркетинговым мышлением. Не всем нужны лучшие и дорогие. Компаниям просто надо научиться искать и отбирать своего специалиста. Этому мы тоже помогаем и учим, кстати.

Люди часто говорят: «Лучше бы производство развивали, а не плодили экономистов, продавцов и маркетологов». Тут фундаментальная ошибка.

В Беларуси как раз умеют делать качественные товары, но совершенно не умеют их продавать. Продажи, реклама и маркетинг для нашей культуры совершенно чужды. Их воспринимают, как что-то позорное, мелочное и недостойное.

Гордые белорусы хотят производить стоящие товары и технологии и ожидают, что мир должен сам понять, что мы тут сидим и производим что-то стоящее. Понять и попросить ему продать это за большие деньги. Другие гордые белорусы дразнят первых, что «хороший товар продаёт сам себя и в продажах не нуждается». Ну вот, так и сидят: злые на мир, что он не осознал и не оценил.

А мир о том и не ведает — в мире процветают и более посредственные товары, компании и специалисты, которые не брезгуют хорошо о себе рассказать.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Если бы Вам нужно было выбрать какой-либо один проект, то какой бы это был проект и почему?

— Не могу сказать и не хочу выбирать. Я перешла на мета-уровень и почти не делаю ничего своими руками. Я слежу за рынком, улавливаю потребности и стараюсь создать продукт, который может быть полезен людям и экономике. Когда он запускается и не нуждается во мне, я начинаю думать о следующем. Я уже давно не специалист ни в чем — я деквалифицированный предприниматель.

Всех людей, которые чего-то добились, отличает огромная работоспособность. Они спят до 5 часов в сутки и всегда активны, даже когда отдыхают. Скажите, можно ли все это сказать про Вас?

— Про меня точно нельзя сказать, что я чего-то добилась. Не знаю, после какого этапа можно сказать, что человек чего-то добился. Может, когда он построил завод, или изобрел важное лекарство. Не знаю.

Остальное тоже не про меня.

Я бываю работоспособной и увлеченной, бывают периоды полной неспособности что-то сделать.

Но мое состояние очень зависит от хорошего сна. Так что, спать меньше 7-8 часов я считаю неразумным для моей физиологии.

Вообще, вся эта история про активных людей — это история про физиологию и, в основном, про гормоны. Есть люди с таким обменом веществ, которые могут долго сохранять активность, их несёт вперёд, хватает сил на все. Есть цикличные люди, такие, как я. Я использую волну и набираюсь сил, когда волна уходит. И есть люди с пониженным тонусом. У них тело работает не так, как у первых, им тяжело даётся активность.

Так что, не спать и быть всегда активным — это не причина эффективности, это побочный эффект обмена веществ. Нельзя стать эффективным, если просто подражать образу жизни людей с другой выработкой гормонов.

Вообще, не люблю все эти разговоры про высоко эффективных людей. Есть в этом много спекуляций и передергивания фактов, которые у остальных вызывают ненужную суету и тревожность насчёт своей полноценности.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Скажите, какой случай за время всей вашей преподавательской, научной, коммерческой и организаторской деятельности произвел на Вас и на Ваше мировоззрение наибольшее влияние?

— Сложный вопрос. Вообще, моё мировоззрение динамичное, оно меняется. Было несколько этапов, когда я ясно видела, что не могу продолжать делать то, что делаю, что я выросла из этого. И я просто прекращала это делать: увольнялась с работы, уходила с проекта, или искала вместо себя сотрудника в своём бизнесе. Последняя переоценка случилась 2 года назад, когда я полностью пересмотрела свои ценности и перестала искать успешного успеха, перестала тратить время на многие активности, которые раньше казались важными для карьеры и для бизнеса. Интересно, что несмотря на мои изменения, или благодаря им, проекты и продажи стали расти, но я к ним стала относиться совершенно по-другому.

В последнее время я часто задумываюсь над вопросом: “А что же такое маркетинг и каково место маркетолога в современном мире”? Расскажите, пожалуйста, каким Вы видите современный маркетинг и себя в нем?

— Сейчас вокруг много маркетингов, отрасль нащупывает себя, формирует идентичность. Мне нравится развивать классический маркетинг — он наиболее экологичный и действует не через вливание больших бюджетов в покупку трафика, а начинает с гибкого недорогого анализа рынка и потребностей покупателей. Маркетинг должен продвигаться поступательно от понимания, есть ли рынок для продукта и услуги, к пониманию, кто целевой покупатель и чего он хочет, и дальше — к тому, как подать для этого целевого покупателя товар максимально удобно и наименее затратно, остроумно.

Идеальный маркетинг в моем понимании помогает встретиться двум любимым. Это love story с большим предварительным анализом.

Есть ли у Вас мечта? Дело всей жизни, цель, к которой Вы стремитесь изо всех сил?

— Когда-то были цели. Потом случился кризис целей, когда ни одна не казалась мне достаточно стоящей. Сейчас я нашла цель в жизни: сохранить тот уровень счастья и экологичности, который есть у меня с моими близкими и с обществом.

Я не хочу ничего добиваться, я убрала из жизни достигаторство — мне важно сохранить стиль, которым я живу.

Тамара, Вы недавно стали мамой. Скажите, можем ли мы от Вас ожидать чего-то нового в ближайшее время или Вы предпочтете сосредоточится на семье? 

— Я стала мамой во второй раз, старшему сыну сейчас 3 с половиной года. Не могу сказать, что рождение мальчишек меня останавливало от работы, скорее, наоборот. Дело снова в гормонах — как они повернутся, так и будет. Во время двух беременностей я это совершенно ясно ощутила: ты можешь думать о себе что угодно, можешь волей себя заставлять, но какой-то миллиграмм вещества по-другому начнёт вырабатываться, и ты либо овощ, либо ракета.

Тамара Кулинкович:  «В мире процветают посредственные товары и компании, которые не стесняются рассказать о себе»

Вообще, влияние всех практик эффективности, тайм-менеджмента, мотивации сильно преувеличено. Психология, конечно, может влиять на физиологию, но, в конечном счёте, физиология критична. У неё чемоданчик с красной кнопкой.

Но у меня пока физиология в союзниках и хорошая поддержка семьи. Так что, даже с новорождённым и старшим дошколенком я могу заниматься тем, что мне интересно в профессии.

Насчёт публичного нового — мы развиваем школы и игры-симуляции, работаем над конференциями и разрабатываем пару сопутствующих проектов. Я расскажу о них, как только они оформятся. Для этого у меня впереди целое лето.

Большое спасибо Вам, Тамара, за интересное интервью. Удачи и успехов на Вашем пути, каким бы он ни был! А для наших читателей – короткое видео, в котором Тамара рассказывает о своей работе.

 

Денис Потрубейко
Денис Потрубейко/ автор статьи
Следую за любопытством, открываю для себя новые возможности. В классическом маркетинге, в цифровом, в управлении, в копирайтинге, решении конфликтов, построении отделов и многом другом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: