Как себя вести, если Вы стали начальником?

Психология

Итак, этот день настал! Вас назначили начальником и завтра вам предстоит провести первое совещание в этой роли с теми, кто ещё вчера был вашим коллегой и даже приятелем. Вы долго не можете уснуть и воображаете, как все должно пройти. И больше всего времени вы тратите на то, чтобы понять, как чисто в человеческом плане вам нужно себя вести со своими подчинёнными. Этот момент и есть момент выбора управленческой позиции.

В чем обычно проблема, почему вам так важно простроить в воображении свою будущую манеру поведения? Дело в том, что вы прекрасно понимаете, что теперь вам придется отдавать приказы, чтобы получить результат. Вам надо будет и поощрять, и наказывать подчинённых, вдохновлять их, разрешать конфликты и т.д. А главное, теперь ваша задача будет состоять в том, чтобы действовать их руками. А это все невозможно без установления с ними дистанции.
И вот вы размышляете, каким вы должны быть — жёстким, требовательным, отстранённым, холодным или дружелюбным, поддерживающим, вдохновляющим и т.д.

Как сформировать свой собственный, наиболее комфортный для вас стиль управления?

Психотип и стиль управления

Для горизонтальных отношений свойственны относительно естественные типы отношений, вытекающие из наших психотипов.

  • Шизоидные люди, для которых на первом месте стоит потребность в безопасности, будут нелюдимы, холодны в общении.
  • Невротики, кому важны принятие и близость, наоборот будут требовать много внимания, они обожают работу в команде, выпендриваться, светиться на совещаниях, любят общение и близкую дистанцию.
  • Нарциссические личности, для которых успех и достижения будут на первом месте, ко всем будут относится как к средствам достижения успеха. Им будут неинтересны пустые разговоры, бесполезные действия и чувства … .

Непосредственно проявлять свой психотип и удовлетворять потребности, которые лежат в его ядре, на работе можно будет достаточно легко при горизонтальных отношениях. Пространство для вашего психологического маневра не будет искажаться управлением.

Однако пространство для маневра, так называемая ролевая дистанция, появляется в рамках управленческой позиции. Потому что она искусственна и подчинена формальным бюрократическим правилам, а не правилам человеческого общения. Она и предназначена для работы множеством чужих рук, обеспечена полномочиями и т.д.
То есть управленческая позиция и ее ресурсы дают вам люфт, который позволяет вам варьировать ваше поведение. Выбирать стили управления. По сути это очень похоже на актерскую игру — вы должны выбрать характер, в котором будете соответствовать идеальному образу своей управленческой позиции с одной стороны, и быть в этой роли органичным с другой.

Как выбрать стиль управления?

1. Представьте типовые ситуации в отношениях с подчинёнными

Обдумайте те задачи и проблемы в отношениях с подчинёнными, которые вам предстоит решать и где придется продемонстрировать характер своей роли.

О чем речь? В своей управленческой практике вы столкнетесь с новыми для себя ситуациями и вызовами. Чтобы каждый раз решать их в едином психологическом стиле (жёстко, мягко, через конфронтацию или через компромисс и т.д.).

Например, вы даёте задание подчинённому, а он вам говорит, что делать это не будет. Или на ваше замечание подчинённый шлёт вас на три буквы. Или он изо всех сил старается, но у него ничего не выходит. Как вы будете себя вести во всех этих ситуациях?

Чтобы снизить уровень тревоги перед предстоящей управленческой практикой проще заранее поразмышлять над тем, как вы будете себя вести.

Для этого распишите для себя, с какими сложностями вам предстоит столкнуться в рамках управленческого цикла.

Под ним обычно понимают цикл Деминга (планирование — действие — оценка результата — коррекция).

Вспомните, какие самые впечатляющие вас события происходили на вашей практике во время постановки планов (плановых совещаний), в процессе выполнения заданий (все работают несогласованно), во время подведения итогов (“а я задание понял так, а не так как вы требуете”), в процессе мозгового штурма о том, что стоит делать лучше (“у меня нет идей”).

Проиграете в воображении, как вы будете себя вести в этих ситуациях. Если с нуля придумать это будет сложно, вспомните, как вели себя в аналогичных ситуациях ваши начальники.

2. Найдте прототипы и типовые формы поведения

Вообще, если вы, пусть и несознательно, внутренне готовились управлять, то вы должны были, как это говорят музыканты, «снимать» лучшие управленческие приемы со своих начальников. Ещё круче, если вы включали эмпатию, и пытались понять, какими эмоциями и чувствами сопровождались или были вызваны действия ваших начальников. Немного простроив в своем сознании их стиль управления, вы сможете вообразить, как бы они решали те или иные задачи, актуальные для вас сейчас. Ориентируясь на прототип, действуя не с нуля, всегда проще найти свое решение управленческой задачи.

Почему управленческая позиция всегда фрустрирует некоторые потребности?

Если с управленческими задачами и выбором комфортной и эффективной для вас психологической позиции при их решении все более менее понятно, есть даже специальные тренинги для этого (к примеру, управленческие поединки Тарасова), то есть одна вещь при занятии управленческой позиции, которая как правило очень мало обсуждается. А зря.

Это то, что при занятии более высокостоящей позиции и появлении дистанции со своими бывшими коллегами, вы больше не можете удовлетворять невротические потребности — потребности в близости и принятии. Ну представьте себе, вам надо будет повоздействовать на бездельника, а он будет при этом взывать к вашим с ним дружеским чувствам. Что вы будете выбирать в этой ситуации — дружбу или результат? А ведь многие сотрудники очень активно манипулируют прошлыми отношениями.

С самого начала вы должны четко понимать, что по-прежнему дружить с коллегами, сплетничать, обсуждать начальство и это все у вас уже не получится.

И значит справляться с этими потребностями надо будет как-то иначе. И вам следует представить, как именно. В противном случае ваша работа может превратиться в бесконечную реализацию собственных неврозов (соблазнение подчинённых, месть обидчикам и т.д.), которая будет подрывать психологические основания нормального управления коллективом.

Не забывайте, что ваши властные полномочия даны вам для получения результата, а не для реализации ваших комплексов.

Андрей Мирошниченко,
психолог

Добавить комментарий