Синдром самозванца. Почему мы иногда ощущаем себя плохими специалистами и что с этим делать?

У Вас было когда-нибудь ощущение, что Вы никчемный специалист?

Не просто не крутой, не «не очень хороший», а вот прям никчемный? Плохой специалист, не специалист. Да и человек, прямо скажем, не очень? Было такое?

Не очень хочется это признавать, не так ли? Да и всегда нужно понимать: чем это обусловлено. Настроением ли, общей экономической депрессией в данный текущий момент или просто тем, что Вы действительно плохой специалист :)

Можно с пеной у рта доказывать всем вокруг что нет! Что вы хороши. Вот вы сделали там то-то и там то-то, и оно проросло, тут вы вышли из ситуации, и вот! На конференциях, в соцсетях, везде. А если что-то и не получилось, то это просто не повезло!

Вот только от себя не убежишь. Самому то себе ты хоть триста раз скажи, что ты хорош. Но ты то знаешь, как оно на самом деле.

Меня давно посещают мысли, что я из рук вон плохой специалист. Они не покидают меня почти всю мою трудовую деятельность. Что я только не делал: и брал ответственность и вписывался за результат, и работал только по постоплате, и терпел к себе дурное отношение. Даже связывался с настолько несносными боссами, что и представить нормальному человеку сложно. И учился, и читал и смотрел, и применял …. . Как я только не выкручивался. Но, видимо, не достаточно. Ощущение, что я плохой менеджер, плохой продакт, да и проджект так себе — были со мной денно и ночно.

И тут я стал разбираться: откуда такое ощущение.

Есть ожидания работодателя или заказчика. Они не всегда адекватны и эти самые заказчики не всегда могут их донести. Для этого есть грамотное интервью, чтобы выудить из них ожидания. Вопросы фильтры, проверки, выяснения, № почему и прочее. Однако увы, читать мысли и распознавать розовые фантазии на тему ожиданий от сотрудника я пока не научился. Поэтому отвечать за ожидания я не умею. Не получается, плохой я продакт, что уж там.

Из-за этого получались конфликты,  получал крепкую эмоциональную встряску от этих самых заказчиков. Отчего становилось не по себе. Это формировало сомнения в собственной профпригодности. Я стал подозревать, что везде могу быть не прав. Из-за этих сомнений я не отстаивал до конца свою точку зрения перед собственниками, в результате чего еще и виноватым часто выходил. Хотя «я же говорил».

Но, видимо, нужно иметь нервы крепче, чем у них и продолжать гнуть свою линию, даже если они орут на тебя и истерят. Такого качества мне не хватает (хотя должен признать, что работаю над этим).

Нужно отстаивать эту точку зрения, даже если они с деньгами и ты от них зависишь.

То есть нужно быть такой моськой, орущей на слона. Хорошо это или нет — не важно. Это факт. Потому что иначе в их провале ты будешь виноват и тебя попросят. Они то будут и дальше уверены в собственной непогрешимости. Могут себе позволить, пока не кончились деньги. Ну и ладно.

В итоге получался замкнутый круг. Я делаю, меняя критикуют, сомневаюсь, не гну свою линию, из-за этого получаю снова. И так по кругу. В итоге кто виноват? Я, конечно же.

Как не получать претензий и неадекватной критики? Очень просто — работать с уравновешенными заказчиками. Увы, мне такие попадались крайне редко. Да и некогда выбирать, кушать хочется, деньги нужны.

Моя самооценка как специалиста строилась в разные годы на разных основаниях, но последнее время вот на чем:

  1. Как обо мне отзывались работодатели и заказчики
  2. Сколько мне платили
  3. Как часто меня рекомендовали
  4. Сколько входящих предложений о работе я получаю
  5. В какие компании меня берут

Если оценивать все эти факторы в купе, то я уж точно не звезда менеджмента, хотя посвятил этому не менее 15 лет своей жизни. Не знаю, насколько будет вам полезен этот пост. Честно говоря, писал его для тех, кого мучают аналогичные мысли, и для тех, кто нашел выход. Говорю сразу: просто работать до упора — не помогает, пробовал и продолжаю практиковать. Нужно что-то еще.

А теперь я сделаю то, что мне не свойственно: я спрошу совета у вас всех.

Бывало ли у Вас, что Вы осознаете свою полную и безоговорочную никчемность в профессиональном плане? Что вы делали после этого осознания, чтобы не быть плохим специалистом (не чувствовать, а именно не быть)? По каким критериям Вы определяли, что вы уже как минимум «не плохой» специалист?

Евгений Абраменко
Евгений Абраменко/ автор статьи
Маркетолог, менеджер продукта. Выстраиваю процессы в IT компаниях. Дорого, хорошо и с удовольствием!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
iMarketer.by
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: